28 сентября 2010 года на Генеральной Ассамблее ООН

 

 Г-н президент, уважаемые коллеги, дамы и господа:

 

 Когда вчера я прибыл в Нью-Йорк, мне позвонил председатель

одной из еврейских организаций. Он спросил меня, как я выдерживаю давление, которое оказывается на Израиль. Наверняка, сказал он, это очень трудная задача. В тот момент я вспомнил старую шутку о пяти  евреях, изменивших мир: Моисей сказал, что все держится на законе, Иисус - на любви, Маркс - на деньгах, Фрейд - на сексе, а Эйнштейн - что все относительно.

 Я сказал своему собеседнику, что все относительно. С одной стороны, выдерживать столь сильное давление, действительно, - сложная задача. С другой, сегодня это легче, чем раньше, поскольку у нас, в Израиле, есть стабильная коалиция, стабильное правительство и нас поддерживает большинство израильского народа. Мы готовы к честному решению ближневосточной проблемы и готовы сотрудничать с международным сообществом. Однако мы не готовы поступиться национальной безопасностью  

 или жизненными интересами государства Израиль.

 Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что в противоположность утверждениям международных СМИ, израильская политика не разделена на сторонников мира и сторонников войны. Все израильтяне хотят мира и противоречия сводятся к специфическому вопросу, как достичь мира; как достичь безопасности и стабильности в регионе.

 Мы задаемся вопросом: почему, спустя 17 лет с момента подписания договора в Осло, мы так и не смогли подписать всестороннего соглашения, означающего прекращение конфликта и устранение причин для взаимных претензий в будущем?

 Несмотря на все усилия людей, руководствовавшихся самыми лучшими намерениями, включая Ицхака Рабина, Шимона Переса, Биньямина Нетаниягу, Эхуда Барака, Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта, несмотря на саммит в Кэмп-Дэвиде между Эхудом Бараком и Ясером Арафатом,  организованный Биллом Клинтоном, несмотря на саммит в Аннаполисе между Эхудом Ольмертом и Махмудом Аббасом, мирный процесс по-прежнему находится в тупике.

 Факт, что, несмотря на превалирующую точку зрения, будто

 израильско-палестинский конфликт является источником нестабильности на Ближнем Востоке или главной причиной многочисленных конфликтов в регионе, реальность совершенно иная. Более 90 процентов кровавых войн на Ближнем Востоке после второй мировой войны не были результатом израильско-палестинского конфликта и вообще никак не связаны с

 Израилем. Это были войны между мусульманами или арабскими

 государствами. Ирано-иракский конфликт, война в Персидском заливе, война между Северным и Южным Йеменом, резня в сирийском городе Хамма, кровавые конфликты в Алжире и Ливане - лишь несколько примеров такого  рода. Этот длинный список можно было бы продолжить.

 Второе ложное, но очень популярное объяснение хронического конфликта между Израилем и палестинцами состоит в том, что в основе его лежит так называемая "оккупация", поселения в Иудее и Самарии и сами  поселенцы. Согласно этой точке зрения, только создание независимого палестинского государства в Иудее, Самарии и Газе может обеспечить мир и стабильность в регионе.

 Однако многочисленные и хорошо известные факты опровергают это  утверждение.

 Во-первых, и Иудея, и Самария, и Газа находились под арабским

 контролем на протяжении 19 лет, с 1948 по 1967 год. В течение этих 19 лет, никто даже не попытался создать палестинское государство.

 Мирные соглашения между Египтом и Иорданией были заключены, несмотря на наличие поселений. И, напротив: мы эвакуировали 21 процветающее  поселение в Гуш-Катифе, мы выселили отсюда более десяти тысяч поселенцев, и за это получили режим ХАМАСа в Газе и тысячи ракет, обрушившихся на Сдерот и южные города Израиля.

 Еще один ложный аргумент состоит в том, что  палестинская проблема препятствует созданию международного фронта против Ирана. Такая позиция не просто шаткая, но совершенно безответственная. С таким же успехом можно было бы утверждать, что палестинский вопрос препятствует проведению твердой политики в отношении Северной Кореи, предотвращению пиратства в Сомали, решению гуманитарного кризиса в Судане или политическим изменениям в Афганистане.

 Также как революция Хомейни в Иране не имела никакого отношения к палестинскому вопросу, точно также и решение Ирана о создании ядерного оружия не связано с ближневосточным урегулированием.

 В реальности причинно-следственная связь между Ираном и

 израильско-палестинским конфликтом прямо противоположная. Иран может существовать без ХАМАСа, "Исламского джихада" и "Хизбаллы", однако эти террористические организации не могут существовать без Ирана.

 Используя эти группировки, Иран в силах в любое время сорвать

 соглашение между Израилем и палестинцами. Поэтому, для достижения жизнеспособного соглашения с палестинцами следует искоренить подлинные причины конфликта, и, прежде всего, устранить иранскую угрозу.

 Тот, кто, действительно, стремится достичь мира, должен видеть корни конфликта, а не его симптомы. Несомненно, что есть и другие аспекты урегулирования, нуждающиеся в решении, кроме иранского, но на сегодняшний день именно он остается ведущим.

 В своем стремлении завершить противостояние между Израилем и

 палестинцами, мы имеем дело с двумя типами проблем: эмоциональными и  практическими.

 Поэтому решение должно быть двухступенчатым. К сфере эмоциональных проблем относится, прежде всего, хроническое недоверие между сторонами и столь болезненные вопросы, как будущее Иерусалима, признание Израиля в качестве национального еврейского государства и судьба беженцев.

 В этой ситуации нам следует сфокусироваться в ближайшее время на достижении долгосрочного промежуточного соглашения, которое

 просуществует несколько десятилетий. Нам необходимо воспитать новое поколение израильтян и палестинцев, испытывающих доверие друг к другу, устойчивых к подстрекательству и экстремистским лозунгам. Для достижения окончательного урегулирования мы должны понимать, что главное препятствие на пути к миру - это недоверие и враждебность между двумя народами. Как и повсюду в сходных случаях, мы имеем дело с двумя народами, двумя религиями и двумя культурами, претендующими на одну и ту же землю. И это неизбежно приводит к постоянным трениям и столкновениям. В мире существует бесчисленное число этнических

 конфликтов: на Балканах, Кавказе, Африке, Дальнем Востоке, и Ближний Восток не является исключением.

 Там, где удается достичь эффективного разделения между враждующими сторонами, конфликт исчерпывает себя или же драматическим образом сокращается до незначительных масштабов. В качестве примера можно привести бывшие югославские республики, раздел Чехословакии и провозглашение независимости Восточного Тимора.

 Во всех этих случаях основополагающим принципом является не формула "территории в обмен на мир", а обмен населенными этническими меньшинствами территориями. Позвольте мне прояснить свою позицию: я  говорю не о трансфере населения, а об изменении границ, адекватно отражающем демографические реалии.

 

 Дамы и господа, это отнюдь не экстравагантная точка зрения, и она

 намного менее противоречива, чем утверждают некоторые. На самом деле, несоответствие между границами и распределением этнических групп является наилучшим рецептом для продолжения конфликта, и этот факт признан академическим миром.

 Ведущие ученые и уважаемые исследовательские учреждения пришли к выводу, что сбалансированный национальный состав государства является  залогом мира и стабильности в регионе. Это не политиканство, а истина, основанная на эмпирическом опыте.

 Но кроме этой очевидной, опирающейся на эмпирический опыт истины, есть еще и историческая истина. 4000 тысячи лет назад еврейский народ создал на Земле Израиля  уникальное интеллектуальное и духовное наследие, на базисе которого возникла современная Западная цивилизация. Две тысячи лет изгнания, оккупации этой земли византийцами, арабами, мамлюками, Оттоманской империей и другими народами, не смогли (и не могут) разорвать нерушимую связь между евреями и их родиной. Израиль для евреев это не вопрос "Где мы".

 Это вопрос "Кто мы".

  В заключение, позвольте мне напомнить всем вам в этом зале о надписи, украшающей площадь ООН. Эти слова были сказаны 3000 тысяч лет пророком Исайей:

 "...и перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы;  не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".

 Вдохновенные мудростью этого пророчества, давайте верить, что найдем путь к миру, дабы наши народы могли жить в своих национальных государствах,  в мире и безопасности.

 

 Благодарю Вас.

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz