Доминанта Simona Gourari
Я
держу в руках последний выпуск литературно-художественного Альманаха
«Доминанта», издающегося Мюнхене. Всего уже с 2006 года вышло 7 выпусков
«Доминанты». Альманах в каком-то смысле уникален, и не только потому, что
обращен к разноязычному читателю. Подобные издания не новость. Но как правило,
они возникают одноразово и не удерживаются на читательском рынке. Усилиями
издателей журнала «Нового Мюнхенского форума искусств Диалог», и его
шефа-редактора Симона Гурария, «Доминанте» удалось не просто не раствориться в
перенасыщенном океане СМИ, но и занять пустовавшую нишу в культурном
пространстве.
Что это за ниша и в чём особенности «Доминанты»? Разумеется, прежде всего в том,
что тексты как правило публикуются на двух языках. Преимущественно на русском и
немецком, так как журнал издаётся в Германии.
Это не исключает одновременное
обращение к текстам на английском, французском, итальянском, испанском, иврите,
идиш и других языках с параллельным русским,
что
позволяет Альманаху постепенно расширять читательскую географию.
Отметим,
что журнал далеко не развлекательный, без рекламы, глянца,
спекулятивных
фотографий
и рассчитан
на подготовленного читателя. Как удалось этого добиться? Прежде всего за счёт
серьёзности проблематики и высокого художественного уровня публикаций. Как
сказано в обращении редакции к читателю в первом выпуске « ... доминантно жить,
значит не только тяготеть и предпочитать, но и быть готовым к модулированию из
одной тональности в другую. Доминанта – дверь раскрывающаяся, ведущая в
неизвестность. Оборотень, танцующий в любых направлениях. Это аккорд удивления.
Мы приглашаем читателя к углублённому размышлению и… к игре – путешествию по
звукоряду нашего альманаха в поисках собственной доминанты. К диалогу доминант –
авторов и читателей».
Впечатляет
возрастная
амплитуда авторов от всемирно известных писателей, таких как Макс Фриш, Эллиас
Каннети, Ханс М. Энценсбергер, Андрей Вознесенский, Даниил Гранин, Владимир
Войнович, Константин Кедров до талантливых молодых литераторов из многих стран
мира. В огромной степени качество критериев
определяют тексты
уже ушедших великих мастеров (писателей, поэтов, художников, философов) Эпикура,
Р.Рильке, В.Кандинского, О.Мандельштама, Г.Аполлинера,
Х.Гадамера, И.Бахманн, Д.Хармса, П.Целана и других. Словом, обращение к
читателям на деле не оказалось пустым славословием. Перелистывая страницы
сборников, убеждаешься в неразрывности связи времён
и цивилизаций,
что позволяет редакции вести разговор с читателем с позиций нерасторжимости
художественного развития мировой культуры..
В «Доминанте» наряду с
традиционными рубриками,
посвящёнными прозе, поэзии, драматургии, чрезвычайно
интересны такие разделы как
- «Фантом художника», «Ландшафты языка», «Сольные размышления», «Мизансцены»,
«Сюжеты истории», «Факультатив». Сами же рубрикации оригинально выстроены как
музыкальный звукоряд, что придаёт с точки зрения формы
некую целостность всему сборнику.
Каждый
выпуск непохож на другой, потому что тексты объединяет сквозная тема. «Как-то
так получалось, -
сказал
Симон Гурарий,
- что тексты сами «плыли» друг к другу и выстраивали тему того или иного
выпуска. При внимательном чтении,
у каждого выпуска прочитывалась определенная тема.
Так
выпуски 2006 года – это тема «Исхода». 2007 – «Мифология мифа». 2008 – «Память и
судьба», 2009 – «Пляски власти», 2010 – «Лишний человек». 2011- 2012 «Наведение
мостов», 2013 – «Алфавит легенды».
Ненавязчиво, но последовательно прослеживается
почти во всех сборниках еврейская тема: и в художественных текстах, и в
исторических очерках, и в эссе, и во фронтовых письмах, анализе последнего
исхода - тема не доминирует, но звучит в неразрывном контексте художественной и
нравственной панорамы мира.
Последний выпуск особый. Он полностью посвящён легендарной Майе Михайловне
Плисецкой. Построенный в виде диалогов Симона Гурария с великой балериной, он
читается на одном дыхании. Перед читателем заново рельефно высвечивается вся,
казалось бы, такая знакомая панорама истории 20 века и начала 21 столетия. Темы,
затронутые в диалогах поистине разнообразны. Разумеется, этапы становления
балета, его проблемы, болевые точки, перспективы развития, отношения с публикой
занимают важнейшее место. Но в центре прежде всего невероятная личность Майи
Михайловны Плисецкой, открывающаяся с неожиданных сторон, её трагическая
исповедальность, откровенность в суждениях, масштаб, непредвзятость и мудрость
мышления. Со страниц вырастает не глянцевая любимица публики всего мира, а
противоречивая, сомневающаяся женщина, очень человечная и симпатичная наша
современница. Галерея известных деятелей культуры, политики, спорта предстаёт в
рассказах Плисецкой столь живо и увлекательно, что не перестаёшь удивляться её
дару портретиста. В этом заслуга её собеседника, который тактично остаётся в
тени, но незаметно как бы управляет Плисецкой в этом увлекательном разговорном
путешествии от темы к теме. Знаю, что весь небольшой тираж журнального выпуска
разошёлся, так сказать «по рукам», не дойдя до широкого читателя. Хочется
надеяться, что иллюстрированный, расширенный вариант в скором времени выйдет в
виде отдельной книги.
Одновременно с последним выпуском Доминанты вышла в свет первый том нового
цикла издательства: «Dominante-Bibliothek“
. Логично, что это рискованное начинание открывает книга Симона Гурария «Суета
сюит».
Соприкасаясь с многообразными творческими проявлениями Гурария, всегда приходишь
в некоторое замешательство: кто он прежде всего – замечательный концертный
пианист, неизменно выступавший в разных странах с большим успехом или известный
педагог, воспитавший несколько поколений отличных музыкантов, среди которых
немало лауреатов международных конкурсов? Или неутомимый инициатор и организатор
множества новаторских театрально-концертных проектов, фестивалей, конкурсов,
печатных изданий? Или блестящий полемист, критик, эссеист, переводчик? Или
вдохновенный поэт, дерзновенный драматург и прозаик, автор многих книг и
публикаций в разных странах?
Думается он сам ответил на эти вопросы в своей новой книге под интригующим
названием «Суета сюит». Сюита, как всеобъемлющий, доминирующий принцип
существования. «Окружающий нас мир – движение сюит, в которых человек теряется,
тонет, снова выплывает..., - утверждает автор. - Суетится. На самом же деле
суеты никакой нет. Сюитность просто буднична. и в этом смысле её метаморфозы,
конечно, - суета. Но не более того».
Мастерство Гурария драматурга, поэта, прозаика и эссеиста в этой книге
проявляется в том, что размышления эти не дидактичны, а вытекают из ткани
повседневности, из естественных диалогов.
Многогранность личности Симона Гурария составляют отдельные части его
жизнеутверждающей сюиты. Реальные его труды наглядно демонстрируют грани его
таланта в любой из затронутых им тем бытия, искусства и литературы, позволяют
составить о нем целостное представление.