Вагнер - Obscheizvstniy fact, no s novimi podrobnostyami
Любите ли вы Вагнера?
Вот уже более двадцати лет в Израиле предпринимаются попытки исполнить произведения Рихарда Вагнера. Музыку Вагнера перестали играть в тогдашней Палестине еще в 1938 году. Было это после "хрустальной ночи" в Германии, когда создатель Палестинского филармонического оркестра, знаменитый скрипач Бронислав Губерман, вернувшийся из Германии, заявил, что Вагнера играть не будет, объяснив, что Вагнер -это символ нацизма. Тот самый филармонический оркестр, который тогда отказался от Вагнера, вот уже более двух десятилетий пытается исполнить его. Это было в 1981 году, когда знаменитый Зубин Мета объявил о своём желании исполнить Вагнера, а израильская общественность ответила грандиозным скандалом. Попытка была повторена 10 лет спустя израильским дирижёром Даниэлем Баренбоймом, реакция была такой же. В 2001 году Баренбойм всё же исполнил фрагмент из музыки Вагнера с Берлинскимфилармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме. Этоне изменило отношения к Вагнеру и его музыке. Вагнерв глазах израильтян остаётся символом нацистской Германии, и неисполнение его музыки в сознании многих израильтян стало нерукотворным памятником 6 миллионам евреев, погибших во время Холокоста.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей статью, написанную знаменитым дирижером Юрием Арановичем полтора десятка лет назад. Нам кажется необходимым и важным опубликовать этот текст именно сейчас, когда проблема межнациональных отношений в нашей стране стоит достаточно остро.
Похоже, что пушкинский Моцарт ошибался, утверждая, что "гений и злодейство
несовместны". История воинствующего вагнеровского антисемитизма в очередной раз
доказывает, насколько опасны идеи расовой ненависти и болезненной ксенофобии,
когда исходят они не из уст полупьяного колбасника, а принадлежат представителям
национальных творческих элит.
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Увы, дано. Слова одного из
величайших композиторов XIX века отозвались миллионами трупов и одной из
страшнейших трагедий в мировой истории. Собственно, именно об этом и идет речь:
об ответственности духовных лидеров наций перед историей и людьми. "Евреи - это
черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего
микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы".
Р.Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.
В одном из израильских русскоязычных журналов я прочёл, что о Вагнере больше нигде не спорят, кроме Израиля. Передо мной книга Клауса Умбаха "Рихард Вагнер" (КлаусУмбах - один из самых серьёзных и глубоких исследователей творчества Вагнера), которая начинается словами: "Даже через 100 лет после смерти Вагнера его физическая смерть вызывает большие дискуссии. Был ли Вагнер вообще человеком? Был ли он музыкантом? Вёл ли он священную войну за свои религиозные и шовинистические убеждения или занимался только тем, что прекрасными звуками изображал прелесть искусства?" Сама эта цитата говорит о том, что не только в Израиле и других странах, но и в самой Германии ещё не решен вопрос - кто такой Рихард Вагнер. Не решён настолько, что второй том дневников жены Вагнера, Козимы, не разрешили печатать по цензурным соображениям, ведь дневники Козимы - это стенографическая запись её бесед со своим мужем. Мы много спорим о Вагнере.
Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегда знаем, о чем идет речь.
Объяснений этому много. Прежде всего именно мы, выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех. В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Я понял это только на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто опер Вагнера. Вначале приведу несколько цитат. В своей книге, одну из глав которой Вагнер называет "Ожидовевшее искусство", он пишет: "Было бы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа, от Вагнера-композитора. Может быть, в др угих случаях это возможно, но в моём - нет". Вагнер не оставляет никаких сомнений в том, что он хочет сказатьсвоей музыкой. В письме к Листу в 1848 году он приглашал его (как Вагнер сам пишет) "...Заниматься музыкальным терроризмом". И действительно, с полным основанием Вагнера можно назвать первым музыкальным террористом нашего времени. И точно так же, как, например, Арафат и его организация заложили краеугольные камни терроризма интернационального, Вагнер является автором теории музыкального терроризма и вообще терроризма в искусстве. Поэтому наше отношение к Вагнеру должно выражаться как отношение к идеологу определённого течения, определённой цели в музыкальном искусстве. И не только в музыке, но и в политике, общественной жизни. Какова же была его основная цель? Её Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточённые споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение еврейского вопроса" (кстати, он первый ввёл этот термин). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще, никогда до Вагнера не выступал спрограммой уничтожения народа. Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того, "чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели". В своём письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь". Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были ясно поняты последующими поколениями.
Например, на праздновании 68-летия, за год до смерти, Вагнер в ответной речи сказал: "Моя дирижёрская палочка ещё много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать". Каким же действительно был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? Первая и главная цель - освобождение человечества от евреев. Во-первых, потому что "евреи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тем больше они плодятся.
Не существует никакого средств, кроме тотального уничтожения. Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И особенно враг всего немецкого. И до того пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно". Эта идея была, как Вагнер сам говорит, "лейтмотивом моей жизни". Посмотрим, совпадают ли его слова, его ненависть к евреям с той музыкой, которую он пишет. Может быть, действительно это только слова, а музыка прекрасна? Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы. В жанре оперы он пользовался новыми приёмами, украденными, в частности, у Листа. Не будем переоценивать значение Вагнера вмузыке. Он привёл жанр оперы в тупик и поэтому не имел последователей. Было, правда, несколько неудачных имитаторов, эпигонов, но, если мы говорим о музыке конца XIX и XX столетий, ни один композитор практически не пошел за Вагнером.
Его открытия были сделаны на бесплодной почве. Принцип речитативного развития
музыкальной ткани не нашёл никаких последователей, потому что был мёртв, потому
что у Вагнера он был связан со словом и слово было носителем идеи, а идея была
сама по себе античеловеческая. В этом - существо творческого банкротства
Вагнера.
Вагнер, разговаривая, вещал в очень возвышенно-мистических тонах."Слово -
"самка", которая родилась, для того чтобы быть беременной, и слово беременно
моей идеей". А идеи были самые ужасные. Попытаемся связать, например,
музыкальными интонациями те слова, которые он вкладывает в уста Миме, персонажу
из "Кольца нибелунга". Этот отвратительный карлик - олицетворение еврейства - по
желанию Вагнера должен быть таким ужасным, что даже петь обязан с еврейским
акцентом. Я хотел бы отослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим
страницам партитуры и потом спросить их, хотят ли они что-либо подобное слушать
со сцены в Израиле. К сожалению, все эти тонкости практически неизвестны не
только любителям музыки, но часто даже профессионалам-музыкантам.. Зато
защитникам Вагнера очень хорошо известно, например, о том, что первым дирижером
оперы Вагнера "Парсифаль" был еврей Герман Леви , и это важный аргумент в устах
защитников Вагнера. Но им нужно вспомнить или знать о том, как всё это
происходило на самом деле. Герман Леви по контракту был придворным
капельмейстером баварской Королевской капеллы. Оркестр этот не имел права
выступать ни с кем другим, кроме Леви. Контракт не мог отменить даже Людвиг
Второй, король Баварии. Однако в случае с "Парсифалем" и Германом Леви между
Рихардом Вагнером и баварским королем был составлен новый контракт. Тех, кто
хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого
искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа, который очень неохотно дают
посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то и другое
трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге
Клауса Умбаха "Рихард Вагнер". Контракт этот состоит из трёх пунктов. Первый: до
того как Герман Леви начнёт первую репетицию, он должен креститься. Во втором
пункте Вагнер оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещёным
Германом Леви непосредственно, а всегда только через третье лицо. Третий пункт:
после первого исполнения "Парсифаля" Вагнер оговаривает себе право в присутствии
баварского короля Людвига Второго сказать Герману Леви, что он, как еврей, имеет
только одно право - умереть и как можно скорее. Под контрактом есть
приписка, сделанная Вагнером и баварским королем: "Контракт был выполнен во всех
его пунктах"...
Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера. Он стал юдофобом после
смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены
Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем в этот период Вагнер
неожиданно пишет: "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака
лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой
собаки). Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма,
который не оставляет Вагнера до самой смерти. Однако вернёмся к "Парсифалю",
который занимает в творчестве Вагнера особое место. Он называл эту оперу "завещанием
для будущих потомков". В предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал:
"В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от
еврейской крови". Для Вагнера "Парсифаль", как он сам называет, - это "избавление
от Избавителя". Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: "Ведь в
жилах Христа текла еврейская кровь". Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в
долгие философствования о том, какая часть еврейской крови может дать право
человеку считаться неевреем. И вот что он пишет в своем дневнике и что
подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены: "Сначала я пришёл к
выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от
его преступления
перед человечеством". Кстати, напомним, что эту пропорцию одна шестнадцатая -Гитлер
считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожать человека
физически. Но потом, как пишет Вагнер: "Я пришёл к выводу, что даже одной
микроскопической капли крови (он употребляет даже не слово "капля", а "целле" /клетка/),
одной микроскопической клетки еврейской крови уже
достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен
быть уничтожен".
Здесь мы видим, что Вагнер пошёл даже дальше нацистов. И вот этой-то идее
посвятил себя Вагнер в "Парсифале". И ещё одна цитата. Вагнер просит,
чтобы перед исполнением "Парсифаля" на сцене была разыграна мистерия, в которой
"тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями как символ избавления от
еврейства вообще".
Но даже во времена Вагнера никто не решился на подобные вещи. Или приведу такой
диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришёл, и она
говорит: "Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но
если они
обагрены еврейской кровью, тогда ты желанный гость в моём доме".
После окончания работы над "Парсифалем" Вагнер писал своей жене, что "звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее". Я хотел бы спросить у защитников Вагнера, знают ли они об этом? И те, кто знает, хотят ли они слушать его произведения, или, может быть, эти слова заставляют задуматься о том, что музыка не всегда является сочетанием звуков, иногда она может быть оружием смерти?
Даже Ницше назвал "Парсифаль" чёрной мессой. И это действительно так. Из того,
что Вагнер посеял на музыкальной почве, взошли хорошие всходы.
Очень часто можно услышать: "Да, но Вагнер в этом не виноват". К сожалению, все,
что пишет сам Вагнер о себе, опровергает подобный подход. Потому что
Вагнер не только хотел осуществления своих идей, но даже сказал: "И после нашей
смерти (он называл себя во множественном числе, ибо считал, что он и Б-г - это
почти одинаковые по важности явления) мы сверху будем следить, чтобы всё шло по
пути, указанному нами". Именно эти идеи Вагнера были приняты нацистским режимом,
и не было необходимости изменять ни мелодию, ни слова - всё подходило и без
этого.
--
Prof. Edward G. Shifrin, MD, PhD
VP R&D
ES Group
Mob: +972-544-276838
Tel: +972-9-771-5467