Георгий  Кантор  ,  музыковед,  профессор                  

 

  ЕВРЕИ – ВЫДАЮЩИЕСЯ МУЗЫКАНТЫ   КАЗАНИ

 

  Предлагаемый  ряд  очерков  посвящен  выдающимся  музыкантам  еврейского происхождения,  оставившим значительный  след  в  истории развития  музыкальной  культуры   Казани.  Предвижу  возражения в  отношении  того,  кто  есть « выдающийся».  Все  дело в  том, что  выдающиеся  достижения  в  искусстве  обязательно  связаны  с  общественным  признанием,  следовательно  требуется  некая  общественная  группа  (зрители,  публика,  ученики),  которая  определенным  образом  резонирует на  деятельность « выдающегося»  персонажа. Чем  количественно значительнее  эта  группа,  тем более весомый  ее резонанс. Не  ломясь  в  открытые   двери,  прямо  скажу, что  именно  в  крупных городах (не  в  деревнях,  аулах,  кишлаках,  поселениях и  т.п.) могли  найти  признание  крупные  авторитеты  в  области  искусства,  науки,  образования.  Предвижу  возражения  о  некоторых  религиозных деятелях,  ведших  иногда  уединенную  жизнь   в  уединенных  местах. Но  речь пойдет не о них. Мы говорим  о  тех,  кто своей  деятельностью  на уроках,  лекциях,  концертах и, естественно,  в  СМИ  заставил  о  себе  говорить,  писать,  вспоминать, о   тех,  кто был    человеком  неординарным,  ярким,    о  ЛИЧНОСТЯХ.                                                                                                                                              

В Казани  с Х1Х века  жило  много  евреев. Они  появились  там после  императорского  указа   1827  года о введении рекрутской  повинности  для  евреев. В Казани  был  организован батальон  кантонистов,  куда  отправляли еврейских  мальчиков  с  12-  летнего  возраста. Помещался  этот  батальон   на  территории  нынешнего  Казанского  кремля. Многие  из  них  после  военной службы оставались  в  Казани (имели  право  селиться в  любом  российском  городе),  становились ремесленниками,  некоторые  открывали  свое  дело. Поскольку  евреев  заставляли  насильно  креститься  во  время  армейской  службы,  среди казанского  еврейства  были  и  православные. К  концу 19  века в  городе  было   около 1500 евреев, что составляло  1%  всего  населения,  среди  них  немало состоятельных  промышленников и  купцов – евреев ( Готлицеры,  Зальманы). Сильно  увеличилось   еврейское  население  во  время  первой мировой  войны,  когда  из  прифронтовой полосы   ( из  Литвы) была  выселена большая  группа  евреев.  К  1917  году  в  Казани  насчитывалось свыше  3000 ,  а в 1926  году  в  Казани  жило  уже свыше  4000  евреев,  что  составляло  около 2,5 % населения  города. Особенный  приток  еврейства  был  в  годы  Великой  отечественной  войны. В это тяжелое время  в  Казань  были  эвакуированы огромные  предприятия (авиационные  и  машиностроительные   заводы) многие  подразделения  Академии  наук  СССР,  приехали  много музыкантов. По  неполным  данным в  80-е  годы в  городе  проживало свыше  8000  евреев. В  годы  «большой  алии» выехало в  Израиль и  другие  страны  свыше 1200  человек. Тем  не  менее  еврейская  община ныне   характеризуется  внушительной  цифрой (свыше  7 тысяч). В Казани функционирует клуб  еврейской  культуры "Менора»,  в  199 6 году   еврейской  общине  было  возвращено   здание  синагоги,  открытой  еще  в  дооктябрьские  времена ,  образован  благотворительный  центр  « Хесед» , работает средняя  общеобразовательная  еврейская  школа.  Широко  стал  известен  с  начала  90-х годов   еврейский  клезмерский  ансамбль  « Симха», руководимый до  2001  года  скрипачом  Л.  Сонцем, гастролировавший  в Европе, США,  Израиле.

В  разные годы  в Казани,  где находится   один  из  старейших  университетов  России  (второй  по  возрасту после  Московского,   основан  в  1804 году), где функционирует несколько  десятков  вузов,  трудились  многие известные  профессора  и   ученые- евреи. Они воспитали  тысячи   специалистов  в  разных  областях  науки,  техники,  медицины, искусства,  создали  целые  научные  школы  и  направления,  написали  книги  и учебники,  по  которым учились студенты  многих  университетов  , академий и  институтов .  Я позволяю  себе  привести здесь  несколько имен этих  профессоров,  докторов  наук,  дабы  была  ясна  картина  «еврейского  присутствия»  в  казанской     научной,  а  шире  и  культурной  жизни . Вот  некоторые  из   этих  профессоров  и  докторов  наук ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).   Не  располагая  данными по  этому  вопросу   в  других   « миллионных» поволжских  городах ,  имеющих   многочисленные  вузы ( Нижний  Новгород,  Самара,  Саратов  ), позволю  себе одно  принципиальное  замечание.  Казань,  в  отличие  от них  -  город  коренной  двуязычной  культуры. Отношения  еврейского  населения  с  татарами в  целом  всегда  были  весьма  толерантными. Трудно  припомнить  какие-либо антиеврейские   кампании  татар  и  татарского  руководства  в  целом. Наоборот,  вот   один  пример. Как  известно,  конец  40-х  годов ознаменовался  в  СССР разнузданной  борьбой  с  космополитизмом,  а  в  начале  50-х  и  вовсе  позорным   для  репутации  великой  державы «делом  еврейских  врачей». Многие  евреи – научные  работники,  профессора  вузов,    крупные  исполнители  подверглись  остракизму,   их  просто  повыгоняли  с  работы,  особенно  в  Москве,  Петербурге. В это  время ректором  молодой  казанской  консерватории  ( открыта  в  1945  году)  был  известный  композитор  Н.  Жиганов. Он позвал  в  консерваторию  многих  уволенных. Среди  них  были  музыканты высочайшего  класса : пианисты Григорий  Михайлович   Коган,  Леопольд  Генрихович  Лукомский,  скрипач  Натан  Владимирович  Брауде,  виолончелист  Александр  Владимирович  Броун,  дирижер-хоровик   Семен  Абрамович  Казачков,  музыковед  Яков  Моисеевич  Гиршман . С  моей точки  зрения,  это  был  п о с т у п о к ,  ибо  я  знаю,  что  в  « верхах»  Жиганову  выговаривали,  что  он  взял  на  работу  «  опальных». Консерватория  же   быстро  сделала   громадный           рывок вперед.

  В своих  очерках  я  хотел  бы  дать  краткие  характеристики нескольким  выдающимся  музыкантам,  оказавшим  огромное  влияние  на  развитие   музыкальной  культуры не  только  Казани,  но  и Республики  Татарстан, а  шире -  большого  Поволжско-Уральского  региона,  в  который  традиционно входят республики  Чувашия , Мари Эл,  Удмуртия,  Ульяновская область. Казань,  Казанская  консерватория  долгие  годы до  ХХ  столетия   были  крупнейшим  музыкально-педагогическим  и  исполнительским  центром этого  региона,  где  получили  образование  несколько  тысяч  профессиональных   музыкантов,   работающих в  учебных  заведениях,  оперных  театрах,   оркестрах,  филармониях,  на  телевизионных -  и  радиоканалах   и  проч.


ЛИТВИНОВ  АЛЕКСАНДР  АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1861- 1933)

Литвинов – один  из  крупных  российских музыкантов,  друг  Чайковского,  современник  и  соратник  Рахманинова,  Скрябина,  Лядова,  скрипач,   дирижер,  организатор,  педагог.  Родился он  в  Москве, в  еврейской  купеческой  семье,  настоящее  имя  его   Самуил. В своем « Жизнеописании»,  хранящемся  в   ГЦММК ( Государственный  Центральный  музей  музыкальной  культуры  им.  Глинки) в  Москве,  Литвинов упоминает  о  своем  крещении (получил  имя  Александр) в  молодые  годы. Можно  предположить,  что  это  было  необходимо  ему  (его  родителям) для  поступления в  Московскую  консерваторию,  или    же  для  занятия  впоследствии   должности   концертмейстера оркестра   Московского Большого  театра. Исключительно  одаренный  мальчик начал  частным  образом  заниматься  по  скрипке  у  знаменитого  московского  профессора  Фердинанда  Лауба,  а  в  возрасте  12  лет   стал учеником  младших  классов  Московской  консерватории ( тогда  были  младшее  отделение, - с 1 по 5  классы, и  старшее – с 6 по 9).  Сначала  Литвинов  занимался  у  Лауба,  а  после  его   смерти продолжил  у не  менее  знаменитого  профессора  И. В.  Гржимали,  у  которого  и  закончил консерваторию  в  1879  году с  серебряной  медалью. Его  диплом  подписан директором Московской  консерватории  Николаем  Рубинштейном. Теоретические  предметы в  консерватории преподавал  тогда  П. И.  Чайковский,  входивший   в  свой  расцвет  как  знаменитый  композитор. В  « Воспоминаниях  о  Чайковском» Литвинов пишет  : « Однажды  после  ученического  концерта  в консерватории,  в  котором  участвовал  и  я,  Пётр Ильич, сидевший  в  первом  ряду рядом  с  Н.Г.  Рубинштейном,  подозвал  меня  к  себе и  в теплых  выражениях  осыпал  похвалами  мою  игру. Это  так  вдохновило  меня,  что я  почувствовал  двойной  прилив  энергии  к  своим  занятиям  на  скрипке <…> Чайковский  не  пропускал  случая,  чтобы  не  похвалить  меня,  так  было после  нескольких  выступлений моих  в  ученических  концертах». Литвинов  вспоминал,  что когда  оказался  в  затруднительном  положении,  перестав  получать  стипендию,  не  имея  возможности  вносить  плату  за  обучение,  то   Чайковский   назначил  ему собственную  стипендию (тогда  была   практика  « именных»   частных  стипендий).

Окончив  Московскую  консерваторию, Александр  Литвинов в  течение трех  лет  совершенствовался  в Петербургской  консерватории у  Леопольда   Ауэра -  патриарха  русской  скрипичной  школы,  а  также  посещал занятия  по  композиции  у  Римского-Корсакова.  В 1882  году он  возвращается    в  Москву,  где ,  выдержав  серьезный  конкурс ,   был  принят в  оркестр  Большого  театра, а  через  некоторое  время  мы  уже  видим  молодого  скрипача  в  качестве « солиста  балета» (должность , давно  упраздненная,  состояла  в  том,  что  во  время исполнения   балетного  Adagio   концертмейстер  оркестра вставал  на  специальный  пульт  так,  что его  хорошо  видно  было  из  зала ,  и  играл   соло).  В  этом  оркестре  он  прослужил  20  лет.  Вскоре  скрипач  увлекся  дирижированием,  брал   уроки  у  знаменитого  Артура  Никиша. С конца  80-х  годов  Литвинов  дирижирует   студенческим  оркестром  Московского  университета и  вскоре создает  первое  в  России  содружество  оркестрантов  под  названием  « Товарищ». В  1895  году,  уже  известным  музыкантом,  Литвинов учредил  в  родном  городе  « Общество  любителей оркестровой,  камерной  и  вокальной  музыки»,  создав  превосходный  оркестр,  выступавший  под  его  руководством   до  1917  года. В доме  Литвинова  устраивались  камерные  вечера,  у  него  бывали  Шаляпин,  Лев  Толстой.  Бывал  он  и  у  великого  писателя  в  Ясной  Поляне,  играл  для  него.                                                                        Как  дирижер Литвинов  был  высоко  оценен ,  самый  авторитетный   тогда  музыкальный  орган « Русская  музыкальная  газета ( РМГ) писала о  нем как  об  одном  из  лучших русских  дирижеров.  Гастролировал  он   практически  во  всех  городах  России,  где  были  симфонические  оркестры.

 В 1921  году уже  немолодой  музыкант получает  приглашение  из Казани,  инициированное  Рувимом  Львовичем  Поляковым, видным  деятелем  казанской музыкальной  жизнивозглавлявшим   в ту  пору Восточный  музыкальный  техникум . Казанская  газета « Известия»  писала  тогда:  «Застывшая в  продолжении последних  лет  музыкальная  жизнь (  в  период  гражданской   войны – ГК ) начинает  оживать. В  ближайшее  время в  Казань прибывает один  из  крупных современных  русских  симфонических   дирижеров А. А.  Литвинов,  под  управлением  которого начнется ряд  больших  симфонических  концертов» .  Литвинов  был  назначен Заведующим  городской  музыкальной  секцией по  художественному  образованию Татарского  Наркомпроса  и  вскоре  возглавил Казанский  музыкальный  техникум ( Музыкальное  училище). Литвинову  дали хорошую  квартиру в  доме   на  пересечении  нынешних  улиц  Лобачевского  и Карла  Маркса (там  когда-то  помещалось  Казанское   музыкальное  училище).

Казанская  музыкальная  жизнь, весьма  насыщенная  и  богатая  в  предоктябрьский  период,  была действительно    в  разрухе.  Старый  оперный  театр  сгорел в  1919  году,  труппа  разбрелась,  оркестранты были  без  работы.  Музыкальное  училище,  одно  из  лучших  в  России,страдало  от   бесчисленных   перестроек,  превращаясь  то  в  Двухступенную  музыкальную  школу,  то  в  Восточный  техникум,  вся  старая  система  обучения  подверглась  жесточайшей  критике. Первым  делом маститый  музыкант   собрал симфонический оркестр  из  преподавателей  техникума и бывших оперных оркестрантов (55 человек) и    осуществил   ряд концертных  программ ,  где  прозвучали Шестая  симфония  и Первый  фортепьянный  концерт  Чайковского , симфоническая  поэма  Листа  « Прелюды». В  дальнейшем симфонические  концерты  становятся  почти  регулярными.  Огромный  опыт,   выдающееся   дирижерское  мастерство,  непререкаемый  авторитет  Литвинова сделали  возможным  исполнение   симфоний  Бетховена ( 1-я и 3-я);  главных  симфонических  творений  Глинки ( « Камаринская»,  Вальс-фантазия);  увертюр  Вагнера,  популярных   пьес  Римского–Корсакова,  Грига. Обладая  огромными  связями  в  музыкальном  мире  России,  он  привлекает в  симфонические  программы  петербургских  и  московских   солистов  - пианистов И.  Ревзина ,  С.  Барера ,  скрипача  Файнгота . Они  приезжали  по  одной  его  телеграмме.,  это  было  гарантией своевременной  оплаты  и   профессионального  успеха.   Уже  в  1923  году  Литвинов вместе  с  Поляковым организуют  Музыкальное  общество Татарской  республики,  которое  публикует   свою  программу,   в  которой было  немало декларативных  заявлений,  к  сожалению,  мало  осуществимых  в  те  годы. Александр  Александрович с  колоссальной  энергией берется  и  за  восстановление  оперной  жизни. Он  понимал,  что  Казань -  старый  оперный  город,  не  может  без  этого  обойтись.  Так как   помещения  не  было,  Литвинов уже  с  1922  года собирает  оркестрантов,  оставшихся   в  городе   певцов и  начинает  к о н ц е р т н у ю   постановку   опер. Постановки эти  проходили  в  Красноармейском  дворце (бывшее  Дворянское  собрание, потом  Казанский  Дом  офицеров,  ныне  представительский  дом  Казанской  мэрии), а  также  в  Татарском  театре по  улице  Горького. Можно  только  удивляться,  поражаться огромному  организаторскому  таланту,  энергии и  напору  Литвинова,  который, не  имея ни  репетиционного  помещения,  ни  театрального  зала,  ни  постоянных  артистов  и  музыкантов смог с  1922 по  1930  годы  поставить три  оперы  Верди ( « Аида»,  «Травиата»,  «Риголетто»); четыре  оперы  Чайковского ( « Евгений  Онегин»,  «Пиковая  дама»,  « Мазепа»,  « Черевички»; « Фауста»  Гуно,  « Жидовку»  Галеви», « Демона»  Рубинштейна, « Русалку» Даргомыжского. В  короткий срок Литвинов смог вернуть Казани прежний  высокий  музыкальный  уровень.  При Литвинове в 1923 году КМУ получило новое здание -  бывшее помещение Казанской  земской управы на ул. Жуковского, которое занимает до сих пор. Это  знакомое  всем  казанцам небольшое здание  в  мавританском  стиле с  обилием  архитектурных украшений  было построено  в 1886  году  специально  для  Казанской  Земской  управы ( когда-то  там  писцом  служил  мальчик  Федор  Шаляпин), после  Октябрьской  революции  его  занимали  различные  советские  учреждения.                                                                                                                 Одной из важнейших  заслуг Литвинова для Казани и всей музыкальной культуры  Республики была постановка двух первых татарских опер  “Сания” (1925) и  “Эшче (1930).  Будучи коллективными  сочинениями (в полном смысле  этого слова), они были  и поставлены коллективными усилиями Музыкального  техникума (оперный класс, симфонический оркестр)   Татарского театра им. Г.Камала (тогда он назывался Татарский  государственный театр им. Красного Октября)  и некоторых старых  артистов Казанской оперы.  В 1923 году  был  образован авторский коллектив, куда вошли композиторы В.асилий  Иванович  Виноградов, Султан  Габаши и  исполнитель народных песен Газиз Альмухамедов (последние два - авторы  либретто на татарском языке).  Основной  мелодический материал  для  оперы  « Сания» ( имя  девушки) составили  народные  татарские  и башкирские песни, напетые Альмухамедовым. Попавшая в руки музыкального руководителя постановки  А. Литвинова “сырая” партитура  требовала  необходимой  “доводки”.  Он  практически  переинструментовал  весь  материал,  придав  ему  вид   законченной  современной  партитуры. В этом  смысле  дирижер-постановщик вполне  может  считаться одним  из  авторов  произведения.  Постановка “Сании”  (в нынешнем здании  театра им. Тинчурина) получила широкий общественный резонанс.

Александр Литвинов  много времени  отдавал   педагогической деятельности в руководимом  им  Музыкальном  техникуме. Консерватории  тогда  не  было и  Техникум (музыкальное  училище)  являлся  важнейшим  и  единственным чуть  ли  не  на  все  Среднее  Поволжье центром  подготовки   специалистов-музыкантов.  Сам  Литвинов,  помимо  директорства,  вел  класс  скрипки  и  руководил   объединенным  оркестром  учащихся  и  преподавателей. Многие  татарские  композиторы начинали  свою  учебу у  Литвинова   в  20- е  - начале  30-х   годов. Это  М. Музафаров,  З.  Хабибуллин.  Дж.  Файзи,   Н.  Жиганов. Будущий  дирижер  Татарского  театра   оперы  и  балета  Х.В.  Фазлуллин  вспоминал:   « Александр  Александрович  проявлял  огромное  терпение,  раскрывая  нам содержание  музыкальных  произведений,  прививая  хороший  вкус,  воспитывая  трудолюбие… Он  всегда  подчеркивал  важность  ежедневных  многочасовых  занятий,  часто  заходил  на  уроки, проверяя  наши  успехи».  Видный казанский  профессор и  ученый-географ  и  историк Е. П.  Бусыгин,  бывший  в  молодые  годы  скрипачом,  сидевший  в  оркестре  у  Литвинова,  говорил  мне о  нем , как  об  исключительной  личности,  дирижере-диктаторе,  музыканте огромного творческого  диапазона.   Композитор  З.  Хабибуллин   вспоминал:  благодаря  ему  (  Литвинову) из  стен  музыкального  училища вышли  блестящие  музыканты.  Он  вывел   нас  на  широкую  профессиональную   музыкальную  дорогу. Всегда  будем  вспоминать о нем  с  большим  чувством и  благодарностью».

Литвинову -  первому  из  музыкантов  Казани    было  в  1927  году  присвоено  почетное  звание  « Заслуженный  Артист Татарской  республики».  Тогда  это  было  невероятно  высокое  звание,  знак  признания  исключительных  заслуг.

У Александра  Александровича  было  три  дочери,  все  они  стали  музыкантами.   Валентина была  певицей  и  долгие   годы  пела в Азербайджанском  театре  оперы  и  балета ( Баку);  Любовь – окончила  Петербургскую  консерваторию   и  работала  арфисткой  в  оркестре  Мариинского  театра ;  Вера окончила Казанское  музыкальное  училище  и  долгие  годы  преподавала  в  музыкальных  школах  Казани. Я ее  хорошо  знал,  а с  ее  дочерью , пианисткой  Эльзой  Борисовной  Литвиновой ,  дружил и  долгие  годы  работал  Она  ныне  профессор   музыкального  факультета  Татарского Гуманитарно-Педагогического  Университета.  Многие  сведения о  Литвинове   получены  из  бесед  с  ними. Кроме  того профессор  Э.Б. Литвинова опубликовала  в  свое  время   в  ряде  « Ученых  записок» Казанского  педагогического  института  свои  воспоминания  о  своем  деде. Умер  Александр  Александрович в  1933  году с  партитурой  Пятой  симфонии  Глазунова в  руках,  которой  должен  был дирижировать  через  несколько  дней. Его  похоронили  на  Арском  кладбище  Казани.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Казанская  профессура второй  половины ХХ  века

 

Шофман  Аркадий  Семенович –заведующий  кафедрой  всеобщей  истории  Казанского  университета.                                                                                                          

Вульфсон Григорий  Наумович  - профессор кафедры  истории СССР (там же) .                                                                                                                                   

Литвин  Алтер  Львович  - зав.  кафедрой  историографии  ( там  же) . 

Альтшулер  Семен Александрович  -   академик, зав.  кафедрой  теоретической  физики( там же).                                                                                                                                     

Кессель  Александр Рахмиэльевич  - зав.  отделениеи  физики магнитных  явлений  Казанского  научного  центра   Российской  академии  наук.

 Фурер  Виктор  Львович – профессор кафедры  химии  Казанской  инженерно- строительной   академии .                                                                 

Польский  Юрий  Ехильевич   -  зав.  кафедрой  квантовой  электроники  Казанского  технического  университета .                                                                            

Медики : Ратнер Юрий  Алекандрович -  зав.  кафедрой  онкологии. 

 Рахлин  Леопольд  Матвеевич   -  зав.  кафедрой  терапии.                                   

Лепский  Ефим  Моисеевич  - зав.  кафедрой  детских  болезней.                            

Сигал  Мойше  Залманович  -  зав.  кафедрой  онкологии.                                              

Малкин Залман  Израилевич   -  зав.  кафедрой  факультетской  терапии.

 Вургафт  Моисей  Бенционович   - зав.  кафедрой  офтальмологии.

 Литвинов  Рустем  Игоревич –профессор  кафедры  биохимии  .                            

Менделевич  Давид  Моисеевич  -   зав.  кафедрой  психиатрии.,                                  

Гинзбург  Борис  Соломонович   -  зав.  кафедрой  организации  эдравоохранения.

Попелянский  Яков Юрьевич -  зав.  кафедрой  невропатологии

 Шульман  Хаим  Моисеевич   -  профессор  кафедры  невропатологии.                                                                                                    

Стоматологи  : Кнубовец  Яков  Самуилович .                                                                    

Демнер  Леонид  Менделеевич - зав.  кафедрой   ортопедии.                                                        

Овруцкий  Григорий  Давидович  -  зав.  кафедрой   терапии.                                               

Лещинская  Инна  Романовна -   академик, зав.  кафедрой   микробиологии   Казанского  университета.                                                                                                                                    

Левин Яков  Абрамович  - зав.  лабораторией органического  синтеза  Казанского  научного  центра  Российской  академии  наук.

  Прусс  Нэлла  Матвеевна  - профессор, ректор Татарского  института  содействия  бизнесу – ТИСБИ) .

Райзман  Исаак  Абрамович – зав.  кафедрой  высшей  математики  Казанского  технологического  университета 

Файнберг  Абрам  Борисович  - профессор   кафедры  истории  культуры  Казанского университета  культуры и  искусства .                                                                                         

Этот  список ,  я  думаю,  можно   еще  долго  продолжать

Сайт создан в системе uCoz