МАКС ПЕРЕЛЬШТЕЙН

 

КАЗАНСКИЙ АУЭР – ФАИНА БУРДО 

 

 

Найти своего учителя в любой профессии - это подлинная удача. От этого во многом зависит судьба человека, особенно в детском возрасте, когда формируется характер, понимание мира людей и окружающей  действительности. Судьбу, например,  юного музыканта, во многом определяет учитель, его профессиональное мастерство  и педагогический талант. В этом случае  развитие  дарования ученика происходит естественно  и динамично. Тем, кому повезло попасть в класс  Фаины Львовны Бурдо, был обеспечен успех  в их будущей профессии  музыканта исполнителя или педагога.

   Ф.Л.Бурдо  училась  у выдающихся педагогов, которые получили великолепную школу  у великого  Леопольда  Ауэра, основателя российской скрипичной школы или были  учениками его учеников. Это профессор Киевской консерватории  Л.С Магазинер, преподаватель Казанского музыкального училища К.А. Байбуров, профессор Московской консерватории  Б.О.Сибор. Следует также отметить, что с  середины  50-х  до начала 60-х  годов в  Казанской консерватории  начала работать плеяда видных  музыкантов (профессора Г.М.Коган, Г.И.Литинский,   Л.Г. Лукомский,  А.В.Броун,  И.Э.Шерман и многие другие известные специалисты), что  положительно сказалось на профессиональном мастерстве будущих педагогов и  на  музыкальной жизни Казани в целом. Именно в этот период времени проходило и  становление педагогического мастерства  молодого педагога Фаины Бурдо.

И.Э.Шерман, Г.М. Коган, Э. Г.Гилельс в здании Казанской консерватории

 

 Несмотря на то, что скрипку  впервые она увидела только  в восемь лет, а начала учиться  в музыкальной школе в десятилетнем возрасте,  она страстно была влюблена в этот инструмент. Ей всегда казалось, что она родилась со скрипкой в руках, Многие, кто слышал  ее  в юные годы,  отмечают ее талант исполнителя. В ее руках скрипка звучала очаровательно, звук был полный, теплый и лучистый, а техника исполнения была безупречной. Она успешно выступала как солистка, ансамблистка в трио, квартете, артистка симфонического  оркестра, но всегда ощущала, что ее призвание  - это педагогическая работа.

 Педагогический талант Фаины Львовны сам по себе уникален. Профессор Шамиль Монасыпов, в прошлом ее ученик, вспоминает, что Фаина Львовна "видит то, что никто не видит, слышит то, что никто не слышит". Другие ее ученики отмечают юношескую влюбленность в педагогику, потрясающую интуицию, которая ей позволяет  найти кратчайший путь для достижения художественного результата. Ф Бурдо физиологически точно способна определить оптимально верную для каждого ученика технику движения смычка и  пальцев на струнах. Обладая от природы чудными руками для скрипичной игры,  она способна точно показать каково естественное состояние игрового аппарата в каждом отдельном случае. Она и врачеватель переигранных рук у скрипачей, которая может установить первопричину этого профессионального недуга.

 Ф.Л. Бурдо  играет на скрипке

 

 По жизни Фаина Львовна победитель и властная натура. Она способна вселить  в  ученика веру  в свои способности, повести его за собой и добиться положительного результата. Эта властность не подавляла учеников, а в силу ее природной доброты,  напротив, придавала  им силы и веру в успех.

 

Ф. Бурдо, концертмейстер ее класса Л.Ахмедова с учениками

 

после концерта

 

Ф. Л. Бурдо с учениками в Израиле -2008 г.

 

 Около полувека Ф.Л. Бурдо преподавала в Казанском музыкальном училище и десятилетке при консерватории.

 

педагоги и студенты КМУ

 

 

Я знаком с Фаиной Львовной с 1954 года, с того времени как стал студентом Казанского музыкального училища.   Она была удивительно красива, причем  эта красота была типично семитского  свойства –  еврейские выразительные глаза, в которых светился ум и доброта. Всегда была одета  скромно, но со вкусом. Ее отличала также гордая осанка и уверенная поступь.. Все это сразу бросалось в глаза и производило на  нас подростков сильное впечатление.  У Фаины Львовны  учились мои друзья Зорик Шапиро, Володя Безбородов, Алик Ахмедов и многие другие соученики,  от которых можно было услышать восторженные  отзывы, какой у них замечательный педагог. Да и в училище почти все ее ученики были лучшими и поступали не только  в Казанскую,  но в Московскую консерваторию и институт им. Гнесиных .  Чего стоит только ее великолепная работа  как создателя и руководителя  ансамбля скрипачей Казанского музыкального училища, которым она руководила бессменно с 1962 года более тридцати лет.   Почти на всех представительных концертах  в Республике Татарстан  выступление ансамбля скрипачей публика принимала восторженно.

 

ансамбль скрипачей КМУ – в центре Ф.Л. Бурдо

 

  Выпускники скрипичного класса Фаины Бурдо  работают ныне в симфонических оркестрах и  успешно преподают в  Италии, Германии, Америке, Австрии, Израиле и, конечно, в  Республике Татарстан. Назову лишь некоторых из них   - Гарик Эскин (до недавнего времени концертмейстер оркестра "Моцертаум", г. Зальцбург ), Лия Ходжаева  (педагог  консерватории  г. Лион),  профессора Шамиль и Камиль Монасыповы (Казань), художественный руководитель  Казанского камерного оркестра  "La Primavera" Рустем Абязов  и многие другие.  Ученик Бурдо – это лучшая рекомендация   для приема на работу  и продолжения обучения в любой стране, так как многие  музыканты тесно  связаны друг с другом и это имя хорошо известно.

 Сегодня, оценивая на расстояние  педагогическую деятельность  Фаины Львовны можно с уверенностью утверждать, что она является создателем скрипичной школы в Казани, в которой воплотились  лучшие традиции классической школы Ауэра и его последователей.

 17 ноября   Фаине Львовне исполнится 85 лет. В 1994 она вместе со своим супругом С.З. Басовским, вслед за дочерьми репатриировалась в Израиль. Накануне ее дня рождения  я встретился с ней, и мы о многом  поговорили. Меня поразила ее великолепная  физическая форма, память и она с удовольствием рассказала о своей семье,  и теперешней жизни в Израиле.

 Живет  Фаина Львовна сегодня одна в скромно обставленной трехкомнатной квартире в Иерусалиме. Ее супруг ушел из жизни в 2000 году. И это  большая потеря  до сих пор гнетет ее, и боль не утихает. Она постоянно в разговоре по разным поводам  вспоминает С.З. Басовского.

 

Ф.Л.Бурдо  с С.З.Басовским в концертном зале

 

С.З.Басовский с дочерью Милой

 

кафедра струнных инструментов КГК

 

В.Г.Апресов,С.З.Басовский, Мила Басовская, Т.Х.Терегулова, Ф.Л.Бурдо

 

на заседании парткома КГК – среди других  на снимке Н.Г Жиганов, С.З.Басовский, Р.К.Абдуллин )

 

 Фаина Львовна  рассказала мне о первой встрече  со своим будущим супругом, которого  встретила  в стенах  Казанской консерватории,  " Это был  молодой человек в военной форме сержанта, вспоминает она, он был бодр, приветлив, чертовски мил и между нами сразу загорелась искорка взаимопонимания.  Как выяснилось позже, Семен  воевал на фронте,  был ранен,  казался мне не по годам более взрослым человеком, но  при общении  с ним сразу подкупали его чуточку грустный взгляд и добрая улыбка".   А  вот что по моей просьбе пишет  о Басовском, с которым  проработал десятки лет  в консерватории,  известный музыковед, профессор Г.М. Кантор,  живущий в Израиле.

"Впервые я познакомился с С.З. Басовским в августе 1950 года, когда приехал из Рязани поступать в Казанскую консерваторию.  В учебной части  меня принял Семен Зеликович  (я впервые услышал такое замечательное еврейское отчество). Он   был  красивый, с пышной шевелюрой молодой человек, говорил быстро, производил впечатление  динамичного и надежного человека. Басовский прошел все возможные ступени административной работы в вузе: заведующий  учебной частью, в 60-е годы декан факультета игры на струнных инструментах, проректор по учебной работе. Ум, такт, толерантность, огромный опыт в общение со сложнейшим артистически-амбициозным и самолюбивым консерваторским коллективом, большие личные связи сделали Басовского идеальной фигурой в его высоком социально служебном статусе.

 Семья Бурдо-Басовский была несомненно самой красивой и дружной парой в нашем музыкальном сообществе. Я никогда не слышал каких-либо слухов, пересудов, сплетен, порочащих их. По целому ряду причин, они не всегда могли быть вместе на людях, в концертах, но я знаю, убежден, что они представляли изумительный любовный дуэт, являя пример преданности друг другу и заботы. Их навечно сцементированный любовью союз дал двух дочерей – музыкантов. Мне кажется, все там было пропитано глубоким уважением, гордостью всех за всех"

Обе девочки закончили  Казанскую консерваторию. Алла,  по классу фортепиано у профессора Э.Монасзона,    Людмила, – по классу скрипки  у профессора  В.Афанасьева. Людмила,  в замужестве Фельдман, профессор в Иерусалимской и Тель-Авивской  академиях, дважды была признана лучшим педагогом года,  Алла , преподает также в академии Иерусалима. Обе замужем и вместе с детьми живут  в Иерусалиме.

Приехав  в 69 лет  в Израиль,  Ф.Л. Бурдо  продолжает активно заниматься своим любимым делом,   консультирует  бывших  и новых своих учеников.  Она уже многие годы  проводит по просьбе педагогов мастер классы  в Италии – консерватория города Бриша, Франции – г.Лион. Тель-Авиве. 

В свои 85 лет, Фаина Львовна   вполне самостоятельна и независима. Дети и внуки ее обожают, она не только  не просит их о помощи, но и сама готова всегда поддержать своих близких.

 Удивительная женщина, педагог от бога, "царица музыки", как  иногда величают ее поклонники, активно живет и трудиться, часто выезжает за рубеж, встречается и общается со своими коллегами.

 Самое же главное,  ей есть что сказать, она всегда в движении, старается не пропускать наиболее интересные события музыкальной жизни.

 Фаина Львовна  Бурдо, являет собой достойнейший пример  преданности своей профессии  и  близким людям, дала путевку в жизнь многим своим воспитанникам, за что они ей безмерно благодарны.

Сайт создан в системе uCoz